«У нашей собаки есть привычка доставать людей, когда они не обращают на неё внимания. Она берет игрушку или кусочек еды, быстро подбегает к ним, резко останавливается, смотрит в лицо, и потом, даже если они не реагируют, немедленно разворачивается и скачет прочь. Такое ощущение, будто она хвастается: «Посмотри, что у меня есть, и это моё, а не твоё». Как Вы думаете, собака на самом деле хвастается?»
Таких историй в моей почте немало. Я уверен, большинство владельцев могут рассказать что-то подобное о своей собаке – как она «с гордостью» демонстрирует найденную кость, или «хвастается» новой игрушкой. Когда Марк Бекофф, известный сторонник «гражданских исследований», задал полусотне случайных собачников вопрос «Как думаете, ваша собака хвастается?», сорок семь решительно ответили «Да», а трое – «Не уверен, но возможно». Никто не сказал «Нет».
По мнению Бекоффа, вполне возможно, что собаки действительно «хвастаются» и «гордятся» тем, что делают. Я с ним полностью согласен. Для понимания: я использую слово «хвастаться» в значении «демонстрировать с гордостью» или «стремиться привлечь внимание бросающимся в глаза поведением» (последнее в научном мире обозначается термином «референтная коммуникация»). И хотя вопрос о том, способны ли собаки испытывать гордость и другие сложные эмоции, до сих пор является предметом горячих споров, лично я думаю, что они на это способны.
Почему я так думаю? Потому что слышал как минимум о некоторых животных, которые точно умеют хвастаться. Шимпанзе, например. Научный корреспондент TheGuardian Никола Дэвис в своей статье под названием «Клёвый листочек!» рассказывает о любопытном наблюдении, которое сделали учёные, изучающие шимпанзе в Национальном парке Кибале, Уганда. Взрослая самка шимпанзе Фиона показывала своей матери Сазерленд листочек, но делала это совершенно особым образом. Исследователи пришли к удивительному выводу: Фиона не предлагает листок в качестве еды и не хочет, чтобы её мама что-то делала – она просто хочет, чтобы они посмотрели на него вместе и подумали «О, как круто!».
Кэти Слокомб, одна из руководительниц группы исследователей, пишет: «Наши наблюдения показывают, что в очень специфических социальных условиях дикие шимпанзе, как и люди, могут использовать указательные жесты, чтобы привлечь внимание других к объектам просто ради того, чтобы поделиться. Разница между людьми и нашими ближайшими живущими родственниками в этом отношении может быть скорее количественной, чем качественной, что имеет последствия для нашего понимания эволюции человеческого социального познания».
Это означает, что если шимпанзе показывают друг другу предметы просто так, без какой-то жизненно важной цели, то стремление привлекать чрезмерное/иррациональное внимание к объектам, вызывающим определённый интерес, свойственно не только людям. А если так, то существует вероятность того, что другие животные – то есть отличные от приматов, – схожим образом «хвастаются», или чтобы поделиться информацией, или рассматривая «хвастовство» как часть игры. Сами понимаете, глупо отказывать в таких способностях нашим собакам – и, как показывает общение с кошатниками, кошкам тоже.
На самом деле способность хвастаться гораздо глубже, чем кажется. Её наличие поднимает внутренний мир собак на совершенно иной уровень. Игровое «хвастовство» связано с наличием чувства юмора – разве нет? По крайней мере, эти две черты не являются взаимоисключающими. Но что совершенно точно, так это наличие связи между «хвастовством» и теорией разума, в смысле умения ставить себя на место другого. «Когда я собираюсь делать это, я знаю, о чем вы будете думать и что будете чувствовать» – зачем иначе хвастаться?
Короче говоря, мы с собаками слишком долго живём вместе, чтобы сомневаться в таких вещах. Наши собаки – хвастуны. Точка.
Свежие комментарии